Единая модель профессиональной ориентации школьников
С 1 сентября 2023 года во всех российских школах внедрена Единая модель профессиональной ориентации — профориентационный минимум.
Целью профминимума является вовлечение в профориентацию школьников с 6 по 11 класс, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Профминимум будет реализовываться с использованием возможностей проекта ранней
профориентации школьников «Билет в будущее» федерального проекта «Успех каждого
ребенка», а также других федеральных и региональных практик:
● «Формула будущего» и «Старт в профессию» от Министерства труда, занятости и
миграционной политики Самарской области.
● Предпрофильная подготовка обучающихся с использованием АИС «Трудовые ресурсы».
● Инклюзивное профориентационное мероприятие «Такие разные профессии» и проект
«Путь к успеху» для обучающихся с ОВЗ.
● Профориентационные каникулярные смены на базе профессиональных
образовательных организаций региона и акция «Апрельские встречи» от ЦПО
Самарской области.
● Областная профориентационная акция «Неделя труда и профориентации “7 шагов к
профессии”» от ЦПО Самарской области.
● Проект «Мой выбор» от ЦОПП Самарской области.
● Чемпионаты по профессиональному мастерству: «Профессионалы» и «Абилимпикс».
● Программы популяризации профессий, такие как «Профессионалитет» и привлечение к
ИТ-специальностям.
● «ПроеКТОриЯ» – масштабный профориентационный проект, проводимый при
поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
Реализация профминимума в 2023/2024 учебном году будет осуществляться по 6
направлениям:
● «Урочная деятельность»: подразумевает встраивание в уроки общеобразовательного
цикла профориентационного компонента.
● «Внеурочная деятельность»: реализуется через курс занятий «Россия – мои горизонты».
Занятия проводятся классными руководителями еженедельно. Всего будет проведено
34 занятия в течение учебного года.
● «Взаимодействие с родителями или законными представителями»: предполагает
обеспечение участия родителей во всероссийских, областных и школьных родительских
собраниях по профориентации, их привлечение к реализации профориентационных
мероприятий.
● «Практико-ориентированный модуль»: содержит в себе практико-ориентированные
профориентационные мероприятия – профпробы, проектную деятельность,
мультимедийные выставки «Лаборатория будущего», экскурсии и мастер-классы на
площадках работодателей или организаций профессионального образования, конкурсы
профориентационной направленности.
● «Дополнительное образование»: предполагает выбор и посещение школьниками
кружков и секций дополнительного образования, носящих профориентационный
характер.
● «Профессиональное обучение»: приобретение школьниками профессиональной
компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями,
аппаратно-программными и иными профессиональными средствами.
В образовательных организациях предусмотрено 3 уровня реализации профминимума,
которые школа определяет исходя из имеющихся условий.
С целью внедрения единой модели сформирован перечень школ, в каждой из которых
определен уровень реализации профминимума, назначено должностное лицо, ответственное
за его реализацию, разрабатывается план внедрения, вносятся коррективы в
образовательные программы. Методическую поддержку школам окажут ЦОПП Самарской
области и ЦПО Самарской области.
Материалы для проведения уроков, курса «Россия – мои горизонты», методические
рекомендации по реализации профориентационного минимума можно найти на сайте —
https://bvbinfo.ru/profminimum.
Дорожная карта по реализации Единой модели профессиональной ориентации
План профориентационной работы на 2024 — 2025 учебный год
Продвинутый уровень