Развитие исследовательских умений и навыков у младших школьников

Приоритетная  задача общества и государства и важная цель образования – воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Достижению цели образования способствует реализация федерального государственного образовательного стандарта общего образования. 
На этапе обучения в начальной школе необходимо формировать у учащихся способность активно реагировать на новизну и сложность меняющегося мира, развивать у учащихся активное познавательное отношение к действительности. Это требует от учителя ориентироваться на активные методы обучения, в числе которых  исследовательская деятельность обучающихся.
Работа по развитию исследовательских умений планируется мною постоянно в рамках урочного и внеурочного образовательного процесса.
С первого класса учащиеся в игровой форме осваивают методы исследования. Во втором классе дети знакомятся с элементами исследовательской деятельности, которыми являются: постановка цели, формулирование вопросов, планирование действий, рефлексия.
Основной формой организации деятельности на данном этапе является коллективное исследование. Большой интерес вызвало исследование на тему «Колыбельная песня». В ходе работы были раскрыты секреты колыбельной песни, собраны семейные колыбельные, проанализированы тексты литературных колыбельных песен. Продуктом проекта стала книжка с текстами колыбельных песен.
Заслуживает интерес и проект в области чтения «Читающая семья». Целью данного проекта является единство семьи и школы в воспитании грамотного читателя.
В третьем классе используется такая форма организации исследовательской деятельности учащихся, как ролевой проект. Участники проекта берут на себя роли литературных героев, упражняются в выразительном чтении. Участники группового проекта проводят праздники для одноклассников и родителей. 
Обучающиеся выполняют и социальные проекты. Итогом работы над проектом «Славим Рождество» стало поздравление родителей, прихожан храмов с. Борское, с. Августовка Больше-Черниговского района со светлыми рождественскими днями. Проект «Народный праздник «Сороки» познакомил учителей, учащихся, сотрудников ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Борское с историей весеннего праздника и возродил традицию 22 марта одаривать всех печёными птичками – символом весны.
Во внеурочной деятельности учащиеся проводят опыты, изучают влияние неживой природы на растения. Свои наблюдения дети фиксируют в дневниках наблюдений. Результатом проекта «Удивительное семечко» стал огород на подоконнике, на котором среди зимы созрели огурцы.
Свои проекты учащиеся представляют на конференциях окружного, регионального и международного уровней. 
С.Е. Леонова